Пружина является неотъемлемой частью стойки, они работают в паре и только такой тандем способен обеспечить правильную жесткость и одновременно комфортное передвижение.
Разбитые дороги сокращают срок службы амортизаторов на легковом автомобиле. Подвеску приходится перебирать задолго до истечения заданного производителем срока эксплуатации.
Неисправности стойки определяют по биениям во время раскачки кузова или масляным пятнам, проступающим через прокладки. Они однозначно бракуются, но при демонтаже несущей конструкции приходится извлекать и пружины.
Существует ли однозначное мнение о необходимости замены последних?
Какие функции выполняет амортизирующая конструкция?
Стойка — это цельная конструкция, гасящая колебания кузова автомобиля при движении по неровному дорожному покрытию.
Основной её функцией является защита несущих узлов от разрушения.
Так пружины осуществляют плавность хода подвески при ударах колеса об очередную яму, а амортизатор призван погасить сильную раскачку, образованную разностью противодействующих сил.
Пружина старается прижать колесо к дорожному полотну, амортизатор делает резкие толчки плавными.
Одна деталь без другой не обеспечит нужного сцепления с асфальтом, и машина улетит в кювет при малейшей кочке.
Для придания подвески требуемой ёмкости пружина должна иметь определённые характеристики сжатия, которые при аварийных ситуациях отклоняются от заданных значений.
При совокупности некоторых условий может наступить резонанс колебаний, когда они начнут усиливаться.
Такая ситуация возможна при неисправном амортизаторе или лопнувшей пружине.
Также гасящий элемент быстрее приходит в негодность, если виток становится жёстким и теряет способность к сжатию, либо он приобретает слишком эластичные свойства.
Необходимость применения двух основных деталей подвески и их сложного крепления между собой привела к снижению надёжности узла.
К напряженной ситуации с качеством дорог добавляется невнимательность водителя. Поэтому амортизатор и пружина являются самыми нагруженными элементами автомобиля.
Как определить требуется замена пружины, или оставить старую?
Оптимальный режим работы конструкции обеспечивается нормальными режимами эксплуатации автомобиля. Неисправность амортизатора моментально отражается на состоянии пружины.
Причинами преждевременного износа становятся следующие факторы:
- Перевозка грузов весом сверх установленной нормы;
- Плохое состояние дорожного полотна, высокая скорость при проезде на кочках. Амортизатор не успевает правильно отработать;
- Повышенные условия влажности и холода;
- Брак производителя, неопытность мастера по ремонту автомобиля. Нарушение сроков эксплуатации. Игнорирование плановых ТО;
- Отсутствие правильно сделанного развала схождения после ремонта подвески или аварии;
- Автомобиль часто имеет усадку при длительной эксплуатации, снижается дорожный просвет. Уменьшается ход амортизатора, опасность получить раскачку становится выше.
В таких условиях неисправность появится раньше. Эта характеристика зависит от расчетных параметров производителя. Она имеет допустимые пределы износа.
Судить о необходимости замены можно исходя из двух принципов:
- Ставить новую дорогостоящую деталь в конструкцию с изношенным элементом, это риск сократить работу несущих узлов подвески:
- Скрытые дефекты пружины заметить внешним осмотром невозможно. А они часто появляются на автомобилях, доживших до второго технического обслуживания.
По рекомендациям опытных мастеров слесарного дела — лучше менять пружины при появлении следующих признаков:
- Внешним осмотром обнаружены сколы или лопнувшие витки пружины;
- Определены места влияния влажности, выражающиеся в виде ржавчины;
- Механический износ, имеющий сколы, глубокие царапины или вмятины;
- После измерений основных размеров расположения колеса, обнаружены отклонения;
- Просевший зад автомобиля — наиболее распространенная причина замены амортизаторов.
При необходимости замены амортизаторов опытные мастера сразу покупают две стойки и пружины. Стойки должны равномерно изнашиваться, при различных характеристиках наблюдается крен кузова, что в скором времени приведет к очередному ремонту подвески.
Однако если нет нужды менять пружины, то их меняют местами. Чтобы водительская сторона, как самая нагруженная, была менее провисшей. На отечественных автомобилях после замены стоек обязательно проводится «сход-развал» колес.