В России это не слишком ещё заметно, но Западная Европа, в особенности — Скандинавия — живёт с мыслью, что попадание в Царствие Небесное, где производство и продажа машин с двигателями внутреннего сгорания под запретом, уже не за горами.
Просвещённый мир с такой радостью ждёт наступления эры электрокаров, что забывает о том, что большая часть «трудностей» с обычными машинами с ДВС — сугубо привнесенные. Они появились, как правило, в результате различных законодательных ограничений на конструкцию и массированной «промывке мозгов» отраслевыми СМИ.
Ведь не так дорого топливо, как велики налоги. Не так плохи моторы, если бы не «навеска» из безумных псевдоэкологических требований. Не так тяжелы машины, если бы не тонны ненужной электроники и жесткие тесты на пассивную безопасность. А ещё — навязывание маркетологами АКПП, внедорожного имиджа и заведомо избыточного объема.
К сожалению, пуристов среди автомобилестроителей нет, не считать же таковыми производителей спорткаров? Они за отклонение от «генеральной линии партии» тоже хотят неплохие отступные, да и не во всем они могут от нее отступить. Амплитуда «колебаний» выверена до микрона, шутить с «экологией» можно только на трассе, а ради имиджа придется выложить годы труда и миллиарды долларов.
Сегодня пофантазируем на тему, что будет, если машины с ДВС запретят, ведь все к этому идет? И не столь важно, какой год станет «окончательным», 2025-й или 2030-й. Он почти наверняка будет, во всяком случае, в Европе. А поскольку у наших чиновников в почете аргумент «а мы то чем хуже», то и у нас, в России, тоже что-то подобное неизбежно случится. Электромобили станут преобладающим видом личного транспорта. И поверьте, многое в жизни автомобилистов изменится. Ведь всё это было придумано не просто так.
Сборы
Начнем с неизбежного, с налогов и сборов. Если вдруг вы не в курсе, то в цене любого топлива налоги составляют львиную долю. Государство кормится с каждого залитого в бензобак литра топлива. Это такой скрытый налог, мы его платим, не задумываясь о причинах. Он есть в цене каждого куска хлеба и каждого смартфона, в цене проездного на работу, в цене отпуска и в стоимости домашних консервов.
Если вдруг машины начнут потреблять электричество из розетки, то государство почувствует, что ему чего-то не хватает. И будет искать, где восстановить «справедливость».
Можно обложить налогом электроэнергию, но это социально значимый ресурс. Может быть, введут «соцминимум» для обеспечения домов, и чтоб на машины не оставалось? Но как быть с солнечной и ветрогенерацией? Слишком много свободы и слишком мало денег.
Если чиновники будут думать так же, как я, то все неизбежно придет к повышенным налогам на электромобили и обязательному переходу на оплату каждого пройденного километра. Аргументы будут простые: за использование дорог нужно платить, а наиболее «справедливым» способом несомненно является учет пробега каждого автомобиля. Ну чем не «Платон»? Только для всех и каждого. Без исключений.
Вполне возможно, дополнительными налогами обложат и средства генерации, ведь они практически «воруют» деньги у государства! Аргументы найдутся, например, ветрогенератор явно вредит экологической обстановке, да еще и шумный. А солнечная генерация снижает температуру почвы. Все честно, ты растратил ресурс, так заплати! А какой шикарный налог на утилизацию использованных батарей можно внедрить – закачаешься! Ведь мы уже сейчас «знаем», что производство этого элемента жутко неэкологично, а таким «знанием» сложно пренебречь, его нужно использовать.
Разумеется, ни о каком бесплатном проезде по платным магистралям, бесплатной парковке и прочих преимуществах, которыми пользуются электромобили сейчас, речи уже не пойдет. Об этом можете забыть уже через десяток лет максимум. Человечество заглотило наживку, больше подкармливать его не нужно.
Цена эксплуатации
Мы часто возмущаемся, что ресурс машины ограничен. И я не исключение. Я твердо уверен, что раньше трава была зеленее и готов с цифрами в руках отстаивать свою позицию. Правда, я всегда игнорирую тот факт, что если копнуть еще лет на десять-двадцать назад, то надежность той техники уже не будет казаться такой уж выдающейся.
Но правда в том, что современную машину легко поддерживать в исходном состоянии. Были бы деньги, и она будет ездить. Все агрегаты легко заменяются, в крайнем случае, ремонтируются. И ресурс в целом им отведет вполне достаточный для того, чтобы первый обладатель наслаждался машиной, и даже второй-третий может избежать больших трат при умелой эксплуатации. Всё это — следствие упорной работы производителя над конструкцией.
Нужно обеспечить надежность сложных механических и гидравлических систем на протяжении гарантийного срока с запасом, рассчитать ресурс электроники, чтобы мелких сбоев тоже не было.
Казалось бы, механическая часть электромобиля должна быть вечной, ресурс современных электромоторов исчисляется десятками и сотнями тысяч часов. Это десять и более лет непрерывной эксплуатации, такое не всем промышленным ДВС доступно. Редукторы тоже вроде как штука надежная. Но мне кажется, что полного счастья не будет.
Во-первых, электромеханическая часть окажется перегружена и переоблегчена. И ресурс будет вовсе не как у электровозов. С механической частью тоже не все гладко, в машинах редукторы не отрабатывают порой и 8 тысяч часов, а это примерно 150 тысяч километров пробега по городу.
Но настоящая бомба заложена в конструкции разнообразной силовой электроники и систем управления. Мы уже привыкли менять старый смартфон на новый, к тому что кабели зарядки как-то подозрительно быстро выходят из строя, а покупать нужно очень дорогой оригинальный, потому что о нас забоятся, вдруг купим плохой. Дешевый не заработает — просто будет заблокирован в прошивке.
Силовые элементы электромобиля и система управления легко могут уподобиться тому, что мы видим на рынке смартфонов, ресурс целого ряда систем будет принудительно ограничен, а ремонт затруднен из-за ограничений по применяемым запчастям. Я вижу много точек для злоупотреблений со стороны производителя, но не буду углубляться в дебри.
Статьи / Практика
Электромобиль своими руками: как, зачем и сколько это стоит
«Электромобиль версии 1.0» – машина базового уровня, сделать которую может за полгода в гараже фактически любой рукастый мужик, умеющий ремонтировать автомобиль и обладающий начальными знаниями в электротехнике. Цель…
26779
2
0
01.09.2016
И разумеется, не забывайте о тяговой батарее и куче механических узлов. Ведь тут есть и кондиционеры, и системы охлаждения, и подвески, и тормоза. С батареей вариантов масса. Например, наверняка приживется схема с лизингом батареи, ее просто нельзя будет купить в личное пользование. Например, за счет искусственно завышенной цены и большой стоимости утилизируемых частей. Идеальная схема, потребитель платит аренду, да еще и покупает «железо». Доход гарантирован. И никакой мороки с продажей запчастей.
Впрочем, вряд ли мы дождемся момента, когда их цена будет определяться ценой производства, а не запросами рынка. Это когда десятикопеечная пластмаска-расходник стоит пару тысяч рублей потому, что без нее не обойтись, и спрос есть.
Рост требований
Если вы думаете, что прикупив электромобиль, вы навсегда избавитесь от соревнования «быстрее, выше, сильнее» и постоянного прессинга «купи новый, твой не соответствует требованиям» то глубоко заблуждаетесь. Почивать на лаврах, радуясь салону скромной Tesla Model 10 или что там еще будет у вас, точно не получится. Обязательно будет «прогресс».
1 / 4
На фото: Tesla Model X P90D ‘2015–н.в.
2 / 4
На фото: Tesla Model S P85D ‘2014–16
3 / 4
На фото: BMW i3 ‘2013–н.в.
4 / 4
На фото: Renault Zoe Z.E. ‘2012–н.в.э
Именно в кавычках, потому что в отсутствие настоящего прогресса его легко заменяют на мнимый. Я не знаю, по поводу чего будут промывать мозги будущим поколениям автомобилистов будущие поколения маркетологов, но более чем уверен, что причина найдется. Активные сиденья, подстраивающийся интерьер, активное шумоподавление разного уровня, сильно умные шины. Люди будут покупать новое и даже не задумаются, как же жили без этого раньше. Наверняка в числе новинок будет и что-то стоящее, но как водится, не более одной десятой доли.
Ну а чтобы консерваторы, которые в свое время роптали «мне и в W126 отлично, зачем менять на W220», получат ровно ту же торпеду в борт, что и обладатели машин с ДВС. Экология наверняка будет применяться как инструмент разделения технологий на годные и не годные и стимул к быстейшему расходованию ресурсов планеты и выкачиванию денег.
Появятся классы экологичности, теперь не по выбросам в атмосферу газов, а например, продуктов износа, по расходам на утилизацию тяговых батарей, по теплоэффективности климатической системы. Да что я им подсказываю, сами догадаются…
В общем, лет через пять после выхода электромобиль, даже если он еще в отличном состоянии, получит повышенный налог «за экологическую вредность», усложненные условия технического осмотра просто «за возраст» и какие-нибудь еще неприятные бонусы.
***
Будет ли электромобильное будущее светлым? Сомневаюсь, автомобилестроение нацелено на извлечение прибыли, а не создание комфорта людям. Частные машины не запрещают лишь потому, что они создают огромный рынок для машиностроителей. Заряжаться от собственной солнечной панели и не платить налогов, не тратиться на ремонты? Вряд ли, может быть где-то далеко, в глуши такое и случится. Но человек — существо приспособляющееся, и я уверен, что вы все вскоре привыкните к новым порядкам, новым ценам и правилам игры.