Как правило, тюнинг – это хобби. Иногда тюнинг – это работа. Но иногда встречаются случаи, когда тюнинг из хобби превращается в спорт, соревнование, а автомобиль из машины на каждый день или авто выходного дня переходит в категорию «спортивный снаряд», перестает ездить по городу и гордо приезжает на прицепе на гоночные трассы, где показывает все, на что способен. Сегодняшний автомобиль и его владелец – как раз такой случай.
Но сперва – о пилоте
Закончив с лирикой вступления, давайте перейдем непосредственно к героям нашего сегодняшнего рассказа – их, вопреки обыкновению, будет два. Ведь не только этот боевой BMW M3 заслуживает внимания, но и его пилот – Феликс Читипаховян, неоднократный победитель всевозможных дрифт-соревнований. В сезоне 2016, после перерыва, он вернулся в Российскую Дрифт Серию, что стало одним из самых громких «камбэков» года. О своей спортивной карьере и боевом автомобиле нам лично рассказал сам Феликс.
Он начал свое участие в соревнованиях по дрифту в 2009 году на «японке» Mazda RX-7. Сезон сложился удачно: по итогам удалось стать победителем в классе Street чемпионата «Формула Дрифт» и занять третье место в чемпионате NWDC (North West Drift Championship).
В 2010 году Феликс Читипаховян присоединился к команде «Evil Empire» («Империя зла»), сменив Мазду на Toyota Supra, а в 2011 стал Чемпионом в Pro-классе Российской Дрифт Серии. В 2012 году активно принимал участие в дрифт-соревнованиях, проходящих в Европе, а в 2013 удалось, казалось бы, вообще невозможное. Благодаря компании Maxxis он впервые получил огромное количество шин, на которых смог за сезон поучаствовать в 17 мероприятиях в России и Европе. 2014-й стал непростым с финансовой точки зрения, и выступить удалось «лишь» на паре этапов Drift AllStars в Эстонии и Литве и на знаменитом фестивале Gatebil, а также стать в третий раз чемпионом в РДС-Север.
1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
А теперь – о машине
Каждый пилот из года в год развивается, прогрессирует, экспериментирует и делает выводы. Это часто приводит к тому, что машины вновь и вновь перестраиваются либо вообще меняются на другие кузова или даже модели. Поэтому нет ничего странного в том, что Феликс в сезоне 2016 выехал на «чистокровном» BMW M3 E36. Два его партнера по Valvoline Drift Team пилотируют две Toyota Supra, но решение Феликса сменить Супру было бесповоротным. Уйти от JDM в сторону баварцев склонили, в первую очередь, друзья. Феликс своими глазами смог увидеть разницу в технических решениях: соотношение веса Toyota Supra и BMW E36 – в полтора раза в пользу BMW, а простота и легкость работы с ее подвеской порадуют любого механика.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Дрифт-история BMW Феликса началась там, где практически закончилась основная гражданская жизнь этого автомобиля – на разборке в Риге. Машину нашли Harris из HGK Motorsport и друг героя нашего рассказа Илья Беляев, также известный под псевдонимом Loopas. E36 тогда представляла собой один лишь голый кузов, зато было точно ясно, что она «жива». «Бэху» сразу же отдали в латвийскую компанию HGK, славящуюся подготовкой автомобилей под различные виды соревнований. С учетом накопленного опыта команды из Риги и помощи нескольких друзей, обожающих баварскую марку, процесс постройки «чистокровного» «бумера» буквально закипел.
«Почему мы так акцентированно говорим о чистокровности?» – спросите вы. Дело в том, что главной идеей при создании этого спортивного автомобиля стало использование агрегатов марки BMW (таких как двигатель, коробка, подрамник и так далее) при максимальном отказе от узлов других производителей или тюнинг-компаний.
В HGK Motorsport при постройке проектов обычно используют готовые моторы – силовые агрегаты они не собирают. На помощь в подготовке двигателя пришел Илья Беляев. Именно он подарил «сердце» автомобилю, доработав под дрифт BMW-шный S50B30. В качестве турбины был выбран Garrett GTX30R – идеальное сочетание мощности от 500–600 лошадиных сил и раннего отклика. Для правильного размещения «улитки» использовали специальные опоры производства HGK, поскольку потребовалось наклонить мотор (если бы его оставили в родном положении, то выпускной коллектор под турбину пришлось бы тянуть вперед, а это, несомненно, ухудшило бы отклик). Настройку произвели на мощностном стенде в так полюбившейся компании из Риги – HGK.
Коробку передач взяли от трехлитрового дизельного BMW (ставилась на 36–46 кузова) марки ZF. Причина выбора проста: она работает как часы, держит хороший момент и стоит дешевле любых аналогов.
Что касается одного из важнейших элементов в дрифте – подвески, то в этом направлении был проделан долгий путь. Феликс рассказывает, что в период с 2008 по 2012 годы методом проб и ошибок, от самодельных рычагов до вариантов производства японской компании Ikea Formula, он пришел к решению использовать Wisefab (болт-он кит, включающий в себя рычаги, опоры тяги и прочие элементы). Ему очень понравилась разработка от эстонских инженеров, и с тех пор он сам является дилером этой подвески на территории России и Казахстана. Стойки, установленные в BMW – Feal 441 от Оди Бахчиса (Odi Bakchis) – пилота американской Formula D.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Феликс Читипаховян
владелец
«Я с 2012 года езжу на Wisefab и продаю эти подвески и запчасти к ним, лично знаком с инженером, который их разрабатывает. Не отрицаю, что есть и другие решения – например, на Toyota Supra моего сокомандника Ярослава Гаврикова стоит Ikea с моей прошлой машины, которая живет как-то четвертый сезон. Очень многие пилоты плохо разбираются в настройках подвески, поэтому, попробовав один вариант, они, не успев все освоить, продают его и ставят другой. Я тщательно подбирал настройки и сделал выбор остаться на Wisefab».
1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8
У дрифт-каров обычно удалены тросиковые ручники, а гидравлические дают соответствующий результат только фиксатором ручки. Фиксаторы же, в свою очередь, часто ломаются – то есть надежного стояночного тормоза у болидов просто нет. Проблему решили интересным способом: в тормозную линию задней оси врезан шаровый кран, который можно закрыть, натянув ручник, и тогда ось останется заблокированной. Теперь на прицепе во время смены колес и в других внегоночных ситуациях есть надежный способ зафиксировать колеса.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Еще один нюанс: самые тяжелые детали (топливный бак в защитном коробе и маслобак) разместили сзади – для правильной развесовки и повышения нагрузки на заднюю ось.
BMW M3 E36Краткие технические характеристики
Двигатель:
S50B30
Мощность:
620 л. с.
Турбина:
Garrett GTX30R
Коробка передач:
ZF
Подвеска:
Wisefab
01/3
Украшает BMW боди-кит HGK Evolution с монолитным капотом, передней панелью и крыльями, уникальные накладки на передние крылья и спойлер HGK, а также карбоновый люк. Все детали кузова «немки» – на шплинтах и спортивных замках, а задний бампер закреплен на крыльях через пружинки, для подвижности при так называемых «kiss the wall» – касаний стены во время контролируемого заноса.
Сейчас кардинальных планов по дальнейшей доработке автомобиля нет. Единственная идея на будущее – перейти на кулачковую коробку передач. Феликс рассматривает вариант от компании Samsonas Motorsport, но пока это решение отложено до межсезонья.
Список доработок:
- Масса 1 000 кг
- Мощность 620 л. с.
ДВИГАТЕЛЬ
- Двигатель S50B30
- Vanos удален
- Коллекторы впуск/выпуск HGK
- Турбина Garrett Gtx30r tialband
- Наклон мотора изменен для увеличения пространства под турбокит с помощью специальных опор двигателя HGK
- Система сухого картера Moroso
- Масляный бак Peterson установлен в багажнике
- Радиатор Mishimoto
- Топливный бак Atl 40 л.
- Насос Aeromotive A340 на подкачку
- Основной насос A1000, два фильтра разной степени очистки
- Топливные трубки из алюминия
- Выпуск, коллектор и горячая часть турбины укрыты термоизоляционными материалами (3 градуса)
- Выхлоп и скример в крыло
ЭЛЕКТРОНИКА
- Приборная панель Aim
- Блок управления Vems
ТРАНСМИССИЯ
- Сцепление ABC clutch
- Пятиступенчатая КПП ZF от трехлитрового дизельного BMW
- Редуктор M3
- Блокировка 1.5 way
- Приводы BMW M3
- Рычаги Wisefab
- Стойки Feal suspension 441 series
- Стабилизаторы отсутствуют
- Рулевой редуктор 2/1
ТОРМОЗА
- Тормоза Wilwood
- Ручник HGK
- Кран для блокировки задней оси
ИНТЕРЬЕР
- Каркас безопасности
- Ковши Recaro
- Шеститочечные ремни безопасности SCHROTH
- Руль Sabelt на быстросъеме Lifeline
- Пластиковая торпедо HGK, покрыта флоком
- Педальный узел Tilton
- Шифтер Wisefab
ЭКСТЕРЬЕР
- Боди-кит HGK Evolution с монолитным капотом, передней панелью и крыльями
- Уникальные накладки на передние крылья и спойлер HGK
- Модули ближнего света Hella
- Карбоновый люк
- Система забора холодного воздуха с крыши HGK
- Дизайн и оклейка Valvoline от Ciay
- Пластиковые стекла, горловина бака выведена через карбоновую проставку в правое заднее окно
ДИСКИ И ШИНЫ
- 17-дюймовые диски SSR Professor
- Гайки Tpi
- Разболтовка 5/114,3
ОпросBMW или JDM?!
-
BMW!
-
JDM!
-
ВАЗ!
-
Solaris!
РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
- BMW! 63%, 5 5 63% 63% от всех голосов
- ВАЗ! 25%, 2 2 25% 25% от всех голосов
- JDM! 13%, 1 1 13% 13% от всех голосов
- Solaris! 0%, 0 0 0% от всех голосов
Всего голосов: 818.08.2016 × Вы или с вашего IP уже голосовали. Голосовать
- BMW!
- JDM!
- ВАЗ!
- Solaris!
× Вы или с вашего IP уже голосовали. Результаты