Дед держится браво, несмотря на небольшой рост и 70-летний возраст. Серый военно-морской мундир, брезентовый чехол на левой фаре – одноглазый морской волк «Виллис», не иначе. На своего толстощекого и самодовольного прапрапраправнука он смотрит с сомнением – вроде бы фамильное сходство есть, а как насчет характера? Может ли Renegade называться настоящим Jeep?

По названию нового джиповского кроссовера не прошелся только ленивый: Renegade – это же ренегат, то есть изменник, вероотступник. У американцев это слово прочно связано с Диким Западом и обозначает бунтовщика, беглеца, человека вне закона. Так называлась одна из комплектаций внедорожника CJ-5 в 1970-х, а сейчас этим именем нарекли крохотный кроссовер, созданный совместно с итальянцами на платформе компактвэна Fiat 500L. Для марки, давшей имя всем внедорожникам, запуск такой модели может быть классифицирован как измена. На первый взгляд, так и есть, но не будем забывать, что компактные модели – сейчас всеобщая тенденция и строят их фактически по одной схеме. Платформа для Renegade была переработана, подвеска усилена, сзади вместо полузависимой балки появились стойки McPherson. Такая знаковая модель, как Jeep Cherokee первого поколения, тоже создавалась совместно – с французами из Renault. А самый первый «Джип» – Willys MB образца 1941 г. – это результат творчества трех компаний.





Первый Jeep, армейский «Виллис», был крохотным, чуть больше трех метров в длину. Но его потомки с каждым поколением увеличивались в размерах, а позже к ним добавились более крупные модели вроде Wagoneer и Grand Cherokee. Новый Renegade – фактически возвращение к истокам: сейчас это самый маленький Jeep, и относится он к B-сегменту. Он чуть длиннее современного Jeep Wrangler в двухдверном исполнении, но заметно уступает ему в ширине и высоте.

Круглые фары, знаменитая решетка радиатора с семью прорезями, квадратный кузов – вполне традиционный джиповский дизайн, но с каким вниманием к мелочам и изяществом выполнены детали в Renegade! Утилитарная накладка из неокрашенного пластика, проходящая по низу дверей, повторяет двойной излом подоконной линии. Белый «икс» по центру фонарей обыгрывает выштамповку армейской канистры. Такие же «иксы» есть в салоне – в подстаканниках, а центральные воздуховоды своей формой напоминают пылезащитные очки-консервы. Дизайн интерьера в меру стильный и в меру воинственный, он не такой авангардный, как у Cherokee. Нет в нем и помпезности «Гранда». Мягкая передняя панель с разноцветными вставками заставляет с горькой усмешкой вспомнить жутковатый серый пластик «Джипов» десятилетней давности. Тут впору говорить о благотворном влиянии итальянской дизайнерской школы на незамысловатую стилистику Jeep, вот только рисовали машину американцы.





Для молодого дизайнера Джереми Гловера Renegade – первая серьезная работа. Интерьерщик Ян Хедж успел поработать в Ford и Mazda и даже порисовать новый родстер MX-5. Дизайнеры предлагают своеобразную игру – по кузову и салону спрятаны крохотные сюрпризы-символы. В Америке подобное называют «пасхальными яйцами». В этой машине секретов множество: например, повсюду изображение фирменной решетки радиатора, имеющей собственное имя Sarge – сержант. Смешная рожица выштампована на сиденьях, обивке багажной двери, ободках динамиков, прячется за салонным зеркалом. Вдоль по кромке лобового стекла карабкается крохотный Willys, а на резиновый коврик в углублении под консолью и на обивку сидений одной из версий кроссовера нанесена топографическая карта «Национального парка» – культового места американских джиперов. Красную зону на циферблате тахометра отмечают нарисованные брызги грязи, а под крышкой бензобака прячется паук-итальянец, произносящий «Ciao, Baby!» После «легко моющегося» салона «Рэнглера» с матерчатыми ограничителями дверей Renegade кажется игрушечным, несерьезным. В нем чувствуешь себя путешественником, который забрел в туристический магазин за трекшн-шаклом и газовой горелкой и с недоумением разглядывает набор для барбекю, компас в медном корпусе и пробковый шлем британского колонизатора.

Широкая подушка водительского кресла Renegade – американская, а спинка с развитой боковой поддержкой – европейская. К органам управления не нужно привыкать – все они расположены предсказуемо, как в любом другом легковом автомобиле, за исключением клавиш управления аудиосистемой и радио на тыльной стороне рулевого колеса – джиповская особенность (и, кстати, довольно удобная). Компактная задняя подвеска типа McPherson, квадратный кузов и поперечное расположение мотора позволили сделать маленький автомобиль внутри довольно просторным, причем часть объема съедает слишком выпуклая обивка. На втором ряду приличный запас места для ног и головы, но объем багажника при этом скромнее, чем у конкурентов B-сегмента.





История имени Jeep

Имя Jeep появилось еще во время испытаний прототипов машин. По одной из версий, так называли новобранцев в Первую мировую, по другой – вообще все новые образцы военной техники, по третьей – это производное от аббревиатуры GP («General purpose», то есть «автомобиль общего назначения»). Еще «Джипом» звали домашнего питомца Морячка Папайя, наделенного сверхспособностями и поэтому доставлявшего множество хлопот своему хозяину. В 1950 г. компания Willys сделала Jeep товарным знаком, а в 1963-м после того, как новым владельцем фирмы стал Генри Кайзер, сменила имя на Kaiser Jeep. Фирменная решетка радиатора была зарегистрирована как товарный знак уже компанией Chrysler, частью которой марка Jeep стала в 1987 году.

Willys MB был придуман не дизайнерами, а инженерами, об эстетике армейского внедорожника никто не задумывался – он должен быть максимально дешевым, легким, практичным, ремонтопригодным. Все, что требовалось от решетки радиатора – быть простой в изготовлении и надежно защищать радиатор и фары. Причем фары располагались так, чтобы можно было повернуть их и подсветить моторный отсек – в том случае, если придется ремонтировать ночью. Интересно, что изначально прорезей в решетке было девять, но после войны их количество сократили – чтобы разместить на гражданских Jeep CJ более крупную оптику.





Руководство по эксплуатации Willys MB оптимистично указывает, что внедорожник может взять на борт пятерых. Однако крохотный и узкий задний диван втиснут между колесными арками, переходящими во вместительные вещевые ящики – тут с трудом усядутся двое. Салон «Виллиса» создавался задолго до того, как придумали эргономику. Спинка коротенького креслица не доходит до лопаток, а какие-либо регулировки отсутствуют. При моем скромном росте колени оказались почти под рулевым колесом. Педали сцепления и тормоза неудобно стоят торчком, но усилия на них небольшие. К пуску с помощью ножной кнопки стартера придется привыкнуть – но во времена «Виллиса» машины именно так и заводили. Вроде бы в механической коробке всего три ступени, но схема переключения сводит с ума: там, где рассчитываешь найти первую – задняя, а первая находится там, где обычно вторая. Все передачи, кроме первой, снабжены синхронизаторами: неимоверная роскошь для советских фронтовых шоферов, постигавших науку двойного выжима.

Подумаешь, в Renegade нет подогрева задних сидений: на Willys вообще серийно не ставились ни отопители, ни закрытый кузов. От жары и холода пассажиров стандартного MB защищает только брезентовый верх с подслеповатыми полиэтиленовыми окошками. Нужно охладить салон – приподнимаешь лобовое стекло или расстегиваешь молнию «двери». Со сложенным верхом и опущенным на капот лобовым стеклом Willys легко прячется в зарослях. Из открытой машины удобно отстреливаться, недаром перед водителем специальное крепление для карабина. Если автомобиль подбит и загорелся, покинуть его не составит труда.

После жесткого и холодного приема в этом старом бойце удивляешься очевидным вещам – полноценным «дворникам» с пневмоприводом и перчаточному ящику. В центре окрашенной в цвет кузова передней панели целых пять циферблатов, показывающих скорость, температуру воды, масла, напряжение, уровень топлива. Для полного набора не хватает разве что тахометра, но для мотора, выходящего на пик тяги уже при двух тысячах оборотах, это не так важно.





Спидометр размечен до 60 миль/ч (96 км/ч), хотя в руководстве максимальная скорость указана еще более оптимистично – 104 км в час. Проверять эти цифры в прыгучей и раскачивающейся машине откровенно не хочется, здесь каждый километр в час ощущается за два. Как бы не опрокинуться в повороте и не выпасть из открытого всем ветрам узкоколейного внедорожника. В избежание этого даже предусмотрены своеобразные ремни безопасности из брезента – они перегораживают дверные вырезы. Никаких поручней внутри нет, водитель держится за тонкую «баранку» двумя руками, а передний пассажир – за каркас сиденья.

Двигатель мягко урчит, издавая первобытный едкий выхлоп, не очищенный каталитическим нейтрализатором. Несмотря на скромные паспортные характеристики, он прет как черт, и недаром носит имя Go Devil («Иди к дьяволу»). На американском сленге так называют механизмы для тяжелой, грязной работы. Willys, по сути, и есть такой механизм – он создан для того, чтобы тянуть лямку, а асфальтовая управляемость – это не про него. Сейчас для подобных надобностей используют квадроциклы.

Jeep Renegade, подобно многим одноклассникам, в базе предлагается с приводом только на переднюю ось. Такой автомобиль оснащен атмосферником и «механикой». Следующий уровень оснащения Longitude тоже моноприводный, но в нем уже стоит более мощный турбомотор и роботизированная коробка. Полный привод – прерогатива двух старших комплектаций Limited и Trailhawk. Обе идут с девятиступенчатым «автоматом» ZF и увеличенным клиренсом.





Под капотом Limited бьется 170-сильное итальянское «сердце» с турбонаддувом. «Viva!» – раскручивается турбина. «Bella!» – поет при разгоне выпуск. «Fantastica!» – подхватывают пиковые 250 Нм, как только стрелка тахометра приближается к 3 тыс. оборотов коленвала. Немецкий «автомат» со склонностью к экономии – неважный союзник. От напора «турбочетверки» у него закипают электронные мозги, он не успевает за эмоциями итальянского турбомотора, спотыкается и порой не знает, чего предпринять. Под полным «газом» он переходит вниз, еще ниже и там надолго замирает, хотя педаль уже отпущена. При заявленном среднем расходе в 6,9 л бортовой компьютер показывает все 12.

При этом шасси кроссовера совершенно американское: крены в поворотах, неспешные реакции на руль. Энергоемкая подвеска настроена под перемещения по проселку, на хорошем же асфальте она собирает многовато мелочи. На бездорожье кроссоверу мешает выпяченная губа бампера, больше подходящая суперкару и ограничивающая угол въезда 20 градусами.

С Trailhawk такой проблемы нет – у него чуть больше дорожный просвет, а передний бампер закруглен для лучшей геометрической проходимости, так что уголь въезда здесь составляет 30 градусов. Рабочий объем его атмосферной «четверки» со звучным именем Tiger Shark («Тигровая акула») почти такой же, что и у Willys MB – 2,4 против 2,2 литра. Этот силовой агрегат – наследник «глобального» мотора, разработанного совместно Chrysler, Hyundai и Mitsubishi, позже модернизированный итальянцами из Fiat. По рождению он американец и лучше соответствует характеру Renegade. Здесь нет турбоподхвата, тяга плавно и уверенно нарастает под хрипловатый, но ненавязчивый голос мотора. В спурте до «сотни» атмосферник проигрывает секунду, но все равно кажется слишком мощным и объемным для такой маленькой машины. «Автомат» больше не мечется как сумасшедший и перебирает передачи плавно и практически незаметно, что не могло не отразиться на расходе – по бортовому компьютеру он даже меньше, чем у кроссовера с итальянской «турбочетверкой».





Полноприводная трансмиссия Willys MB максимально проста и управляется двумя рычагами. Тяну первый на себя, чтобы подключить передний мост, а второй – от себя, чтобы перейти пониженную с коэффициентом 1:97, и Willys готов к внедорожным приключениям. Препятствия Jeep Territory он перешагивает, не отрывая колеса от земли – артикуляция подвески потрясающая. Диагональное вывешивание недостижимо, но на слабом грунте у машины могут возникнуть проблемы. Стоит забуксовать одному колесу на передней оси и одному на задней, она встанет – никаких межколесных блокировок в трансмиссии нет. Задняя и первая передачи расположены на одной линии – удобно, когда выбираешься в раскачку. Если все возможности машины исчерпаны, придется задействовать внедорожных помощников – пассажиров. Один снимает с крепления лопату, двое других берутся за ручки на бортах, чтобы вытолкать внедорожник из западни – американские военные не зря настаивали на минимальной массе. В особо сложных случаях можно подключить лебедку-кабестан Braden c приводом от мотора.

Jeep Renegade на той же полосе препятствий раскачивается и высоко задирает колеса – ходы подвески у него легковые. Но едет не менее уверенно – благодаря продвинутой электронике, имитирующей межколесные блокировки. У Trailhawk главная передача короче, чем у других версий, есть специальная кнопка для принудительного включения пониженной – ее роль играет первая ступень «автомата» с коэффициентом 4,7. Арсенал Renegade Limited скромнее: у него нет даже клавиши ассистента помощи при спуске и отсутствует специальный режим Rock (Скалы) для тяжелого бездорожья. Всего у трансмиссии четыре специальных внедорожных режима: Snow (Снег), Sand (песок), Mud (грязь) и уже упомянутый «скальный». Плюс еще один на все случаи жизни – Auto. В нем Renegade переднеприводный – экономит топливо и подключает задний мост только при сильной пробуксовке. В напряженном повороте кроссовер скользит передком наружу, а на бездорожье в основном занимается любимым делом итальянцев – забастовкой.





Другое дело – специальные внедорожные программы: они настраивают электронику, полный привод, мотор и трансмиссию под определенный тип покрытия. «Снежный» борется с заносом, передавая вперед больше тяги, стартует со второй, использует высшие передачи, демпфирует педаль «газа» и делает руль более тяжелым. «Песчаный» — полная противоположность: «газ» здесь острее, передачи выше, больше тяги идет на заднюю ось. Это самый драйверский режим, позволяющий проходить повороты в скольжении. В программе «Грязь» почти все то же самое, но полный привод здесь симметричный – в колее не развернет. А в программе «Камни» еще и принудительно включается «пониженная», позволяющая автомобилю вскарабкаться на крутую и скользкую от дождя бетонную горку — главное, держать ровный «газ».

Willys MB против Jeep Renegade с его продвинутыми внедорожными системами — все равно, что Капитан Америка против Железного Человека, причем капитан не проспал все это время в анабиозе. В попытке угнаться за молодым противником он выдохся и сбил дыхание. Двигатель зачихал, а потом вовсе заглох прямо посреди брода. В наступившей тишине стало слышно, как в бензобаке под сиденьем плещется топливо в баке. Пришлось выбираться из кабины, перелезать на передний бампер и крепить к нему буксир. Больше машина не завелась. Жизнь утекала из шестивольтового аккумулятора, и стартер с каждым пуском крутил коленвал все неохотнее. Попытки завести Willys «с толкача» также ни к чему не привели: двигатель дергался в конвульсиях, плевался бензином из выхлопной трубы, но так и не ожил. Оставалось погрузить машину на эвакуатор и везти в мастерскую по ремонту ретро-техники. A Renegade сделал почетный круг по внедорожной трассе и даже попытался влезть колесом на камень – повторить фирменный трюк Jeep Wrangler.





Когда-то маленький армейский вездеход спас фирму Willys, а теперь компактный Renegade спасает застрявший в легендарном прошлом американский бренд. И современные требования к автомобилю еще сложнее, чем те, что выдвинули американские военные перед создателями самого первого «джипа». Концерн Chrysler уже пытался войти в сегмент кроссоверов, но Compass и Liberty особого успеха не имели, чего нельзя сказать о Renegade.

В растущем и очень конкурентном B-сегменте новичок уже показал неплохие результаты. На европейском рынке он разошелся тиражом 53 тыс. машин, а на американском было продано 60 тыс. кроссоверов. Сейчас Renegade входит в десятку самых популярных субкомпактных SUV в Европе, а в США выбился в лидеры сегмента. Российские продажи маленького «Джипа» начались только в октябре 2015-го, а версия Trailhawk начала поступать в достаточном количестве совсем недавно. Всего в 2015 г. дилеры продали более пятидесяти машин, а в этом – около сотни за первые пять месяцев.

Полюбить Renegade по-настоящему мешают цены. По факту это конкурент Ford EcoSport, Nissan Juke и Suzuki Vitara, но стоит дороже – на уровне премиального Mini Countryman. За самый простой кроссовер просят 1 235 000 руб., а интересные полноприводные Limited и Trailhawk стоят одинаково под два миллиона. С одной стороны, это сильно облегчает муки выбора, так как фактически покупатель выбирает между дорожным и внедорожным вариантами. Но с другой, такая большая сумма за такой маленький кроссовер выглядит внушительно даже на фоне всеобщего подорожания.





Решетка Jeep – это своеобразный символ супергероя, и у нового кроссовера есть все основания ее носить. Есть у него и яркий костюм, и сверхспособности, недоступные другим кроссоверам. Но главное – индивидуальность. Он сохранил чуть грубоватый джиповский характер (в особенности, вариант Trailhawk), и немудреная управляемость тут – вполне органичная черта личности.

Как появился Willys

По центру передней панели Renegade вытеснена надпись Since 1941 – это дата производства первого Willys MB. Создание машины выглядело как авантюра: американским военным требовался полноприводный вездеход весом чуть более 500 кг, способный перевозить четырех человек и легкое орудие. Причем на создание первого экземпляра отводилось всего 49 дней, а еще за 26 нужно было собрать партию из 69 машин. Нет ничего удивительного, что из сотни американских автопроизводителей на заведомо невыполнимые условия согласились только два: American Bantam и Willys-Overland, испытывавшие серьезные финансовые трудности. Позже заказчику удалось уговорить поучаствовать в конкурсе компанию Ford – в расчете на ее производственные мощности. В указанные 49 дней уложился только American Bantam, нанявший талантливого инженера Карла Пробста. Однако военные сомневались, что крохотная фирма справится с военным заказом и не совсем честно передали техническую документацию двум другим участникам.

В результате победа досталась фирме Willys. Прежде всего, за счет самого лучшего мотора. Интересно, что «четверку» Go Devil с боковым расположением клапанов инженер Делмар Рус создал на основе древнего агрегата середины 1920-х. Протип Ford появился позже, отставал по многим параметрам и оказался самым дорогим, но имел главное преимущество – простой в изготовлении кузов с плоскими панелями. Серийный Willys MB, производство которого началось в конце 1941 г., как раз получил кузов по типу фордовского. А позже приобрел и придуманную штампованную решетку радиатора, более простую в изготовлении, чем сварная из прутков, которой оснащались машины ранних серий. Конвейеры Ford подключили к военному заказу, и до конца войны обе фирмы выпустили более 600 тыс. армейских Willys MB и Ford GPW, практически не отличимых друг от друга. Военно-морские «Джипы» использовались на авианосцах для буксировки самолетов по полетной палубе, а позже – в качестве авиастартеров.

После войны Willys Overland продолжила производство джипов, но уже для гражданских нужд. Созданный ей внедорожник стал фактически родоначальником класса, на него ориентировались, создавая свои полноприводные автомобили, ГАЗ, Toyota и Land Rover.





Евгений Багдасаров

Фото: автора и Полины Авдеевой

Редакция Autonews.ru благодарит за помощь в проведении тест-драйва Jeep Territory и Александра Клишина, организатора фестиваля «Поле боя».

Источник: http://www.autonews.ru/test_drive/news/

Добавить комментарий

Навигация по записям