ГАЗ-20 Победу за все время её существования хвалили, любили, и ею восхищались. Этот знаменитый советский автомобиль выпускался в течение рекордного количества лет. Только представьте, четверть века сходили с конвейера Горьковского автозавода модели ГАЗ-20, получившая когда-то громкое и гордое имя Победа.
Сам Сталин с нетерпением ждал появление этого автомобиля, но отверг первые его новинки. Западные журналисты удивлялись её конструкции, технологии производства, восхищались выносливостью автомобиля.
И действительно, до наших дней дожили тысячи модернизированных ГАЗ М20 Побед и, на удивление, они до сих пор на ходу и служат своим владельцам верой и правдой. Как говорят автолюбители, Победа надежна как банк, крепка как сейф, и проста как велосипед.
После Великой Отечественной войны в стране катастрофически не хватало легковых автомобилей. В связи с этим Горьковский автозавод был вынужден даже возобновить выпуск старых ГАЗ 11-73, которые являлись модернизированной версией модели ГАЗ М1.
Эта машина устарела сама по себе, но наибольшие нарекания вызывали её: не экономичный двигатель, коробка передач без синхронизатора, механический привод тормозов, отсутствие багажника и не современный внешний вид.
Правительство страны еще в 1943 году поставило перед руководством Горьковского завода задачу спроектировать новый легковой автомобиль. Сталин хотел, чтобы новая советская машина стала по-настоящему народной и ничем не уступала западным образцам.
Идея создания автомобиля с несущим понтонным кузовом у советских конструкторов возникла еще перед Великой Отечественной войной. И когда после войны И.В. Сталин обратился к конструкторам ГАЗ с просьбой создать народный легковой автомобиль, который бы показал Западу силу и мощь Советской экономики и страны в целом, вышедшей из войны победительницей, конструкторам было с чего начать.
Они ухватились за уже существующие разработки, на основании которых в короткие сроки был создан автомобиль ГАЗ-20 Победа. Вдобавок, при создании, конструкторы опирались на опыт зарубежных коллег, ведь за годы второй мировой войны в Советском Союзе появилось много иностранной техники.
Это позволило инженерам внимательно изучить лучшие мировые образцы того времени, и выделить наиболее интересные конструкторские решения. Именно с учетом этого опыта советская автомобильная промышленность формировала последующие технические задания, и проектировала свои первые послевоенные модели легковых и дорабатывала уже имевшиеся грузовые машины ЗИС-5 Трехтонки.
Получившийся автомобиль показали вождю, но Победа, тем не менее, Сталину не понравилась. В свете Кадиллаков, вышедших в Америке, Победа смотрелась не в выгодном свете, и Сталин был разочарован. Но ничего не поделаешь, других автомобилей не было и решили все же начать её производство, но сначала нужно было присвоить имя новой машине.
Вопрос был задан главному конструктору, и он, не раздумывая, предлагает звучное имя «Родина». Тогда Сталин, ехидно прищурившись, поинтересовался у него: — А почем вы, товарищ Липгарт, собираетесь Родину продавать, — чем поставил его неудобное положение конструктора. Тогда решили назвать автомобиль «Победа» — в честь великой победы. На что Сталин парировал: — Не велика Победа…. Но пусть будет…
Ранние Победы выпуска 1946 года были достаточно «ломкими» и не надежными автомобилями с неэффективной трансмиссией, поэтому их пришлось снять с производства. Более того, Победа вообще могла бы прекратить свое существование, если бы к тому времени не подоспела принципиально новая разработка подвески, которая в дальнейшем перекочевала на 21 Волги.
Но, несмотря на низкую оценку Сталина, многие эксперты полагают, что ГАЗ-20 Победа оказалась лучше многих иностранных аналогов послевоенных лет.
Помимо оригинальной бескрылой формы, кузов отличался не большой, по тем временам, высотой. В связи с чем, изменилось распределение масс, снизилась высота центра тяжести и линия крыши. Для 1946 года такие показатели были передовыми. Правда, первая партия состояла всего из 23 машин и требовалась их серьезная доработка.
В 1948 году выпускается обновленная версия второй Победы. В ней конструкторы усовершенствовали подвеску и устранили все недочеты, которые имелись у первых машин. Но для современного автолюбителя эта модернизация не покажется такой уж очевидной.
Английские и американские журналисты писали: «Эта машина получилась выносливая, комфортабельная, симпатичная, похожая на Шевроле или Форд…» Но критики не могли не заметить, что у ГАЗ-20 Победы не достаточно мощности, плохая динамика и высокая шумность и много деталей, делавшихся вручную.
ГАЗ-20 Победа был одним из первых советских автомобилей, которые начали активно продавать на экспорт, до этого западные покупатели могли оценить лишь советские грузовики. Особой популярностью ГАЗ-20 пользовался в Бельгии и в Скандинавских странах, а в Финляндии новинку от СССР полюбили таксисты. А еще тысячи Побед, кроме Советского Союза, можно было увидеть в Кубе.
В 1958 году патент на выпуск автомобилей ГАЗ-20 Победа выкупила Польша, и после не большой модернизации они стали называться «Варшава». Автомобили с таким названием выпускались, только представьте, аж до 1972 года.