Российские угольщики отрабатывают новые высокоэффективные производственные технологии, позволяющие повышать добычу угля. Это способствует решению стоящих перед отечественным ТЭК задач по увеличению экспорта энергоносителей на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В октябре на разрезе «Восточный» ООО «Читауголь» в Забайкалье экскаваторная бригада Сергея Куницына установила мировой рекорд, добыв открытым способом более 570 тысяч кубометров вскрышной породы (она же горная масса) за месяц.  Использовавшийся японский экскаватор Komatsu РС-1250 с объемом ковша 6,7 кубометра и дизельным приводом, который хорошо режет грунт в условиях вечной мерзлоты и обводненности, является одной из самых востребованных машин на угледобывающих предприятиях в мире. Но именно российским угольщикам покорился мировой рекорд.   

Однако рекорд важен не сам по себе. Повышение добычи — неотъемлемое условие выполнения стратегических задач, стоящих сегодня перед отечественным ТЭК, поскольку именно уголь формирует одно из ведущих направлений российского сырьевого экспорта. На августовском заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности в Кемерове президент России Владимир Путин особо подчеркнул важность увеличения поставок энергоносителей за рубеж. «Текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю», — подчеркнул глава государства.

И действительно, для решения таких задач есть все условия. За последние 20 лет мировой рынок угля удвоился. В 2017 году объем мировой угольной торговли достиг 1 млрд 030 млн тонн энергетических (топливных) углей и 327 млн тонн металлургических (коксующихся) углей.

А экспорт «черного золота» из России возрос, ни много ни мало, в 9 раз. Доля РФ в мировых поставках угля возросла с 6% в 2000 году до 14% в 2017-м. И наша страна является третьим экспортером угля в мире после Австралии и Индонезии.

В 2017 году РФ поставила порядка 97 млн тонн угля «на запад» и 93 млн тонн «на восток». Но в первую очередь, дальнейший рост экспорта ожидается «на восток», в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Именно этот рынок наиболее крупный, и там наше присутствие пока относительно скромное. Если на рынке «Атлантического региона», куда входит Европа, Средиземноморье и Ближний Восток, доля России составляет 43%, то на рынке АТР — лишь около 10%.

Китай, Индия и страны Юго-Восточной Азии являются крупнейшими потребителями угля, причем, в Китае импорт возрос в связи с выводом из эксплуатации устаревших и неэффективных шахт (в дальнейшем, правда, ожидается сокращение поставок в Китай, т. к. он справляется сам).

К 2025 году, по имеющимся прогнозам, возможен рост экспорта угля в Азию до 207 млн тонн в год (это оптимистический прогноз, средний — 140 млн тонн). Это позволит привлечь инвестиций на общую сумму в 1,6 трлн. руб. В том числе, порядка 450 млрд. руб. в саму угледобычу, 700 млрд. руб. — в развитие железных дорог и 200 млрд. руб. — в развитие портов. Угольные перевозки составляют в нашей стране более 28% грузовых железнодорожных перевозок.

Северная Америка наращивает угольный экспорт, но это не мешает российскому продвижению на рынок. Что касается Европы, то она, как ожидается, сократит угольный импорт к 2020 году на 6%, однако общемировой спрос будет до 2022 года расти на 0,5% в год. Это обуславливает условия для развития отрасли.  

Конечно же, есть и проблемы — в частности, связанные с большими расстояниями при перевозках. Транспортные издержки оказывают самое существенное влияние на конкурентоспособность российских углей на мировых рынках, поскольку центры добычи сильно удалены от портов. По оценкам экспертов, доля транспортных издержек в экспортной цене российских углей достигает 40-50%, а, для сравнения, в Австралии и Индонезии — 10-20%, в ЮАР — около 25%. Подобная ситуация заставляет отечественных угольщиков искать пути повышения производительности труда, увеличения объемов добычи. Далеко не последнюю роль в этом процессе играют производственные рекорды — они позволяют отработать наиболее эффективные технологии, чтобы сегодняшние рекорды завтра смогли стать нормой.

Безусловно, у угольной отрасли России хорошие перспективы и определяться они будут развитием экспорта. Достижение поставленных целей требует увеличения добычи, а следовательно — внедрения новейшего высокотехнологичного оборудования, высокоэффективных методов добычи. Именно по этому пути идет Сибирской угольная энергетическая компания, что лишний раз подчеркивает успех экскаваторщиков ООО «Читауголь».

Сергей Петров

 

 

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям