Законопроект, регулирующий деятельность пивоваренной отрасли, приведет к росту цен на продукцию и разорит небольшие компании, отмечают эксперты.
Пивовары подозревают, что к созданию законопроекта о маркировке пива и реестре производителей, предложенного Министерством финансов, имеют отношение производители водочной продукции.
Как сообщает деловой портал о пивной отрасли Profibeer.ru, сам текст законопроекта мог быть написан в компании «Русский стандарт», которая производит крепкие алкогольные напитки. Предположение об этом было опубликовано в телеграм-каналах «Незыгарь» и «НЕЗЫГАРЬ top news». Авторы обращают внимание на то, что, если посмотреть свойства оригинального файла с текстом законопроекта (есть в распоряжении Profibeer.ru), то автором документа в них указан некий Игнат Матюхин, а организацией, которой принадлежит программа Word, — Russian Standard.
Канал «НЕЗЫГАРЬ top news» ссылается на страницу человека по имени Игнат Матюхин в одной из социальных сетей, где местом его работы указана Roust — группа компаний российского бизнесмена Рустама Тарико. В 1992 году он основал компанию «Руст Инк», затем приобрел несколько зарубежных алкогольных компаний. Со временем была выпущена марка водки «Русский стандарт» и создан одноименный холдинг. В 2014 году все бренды были объединены в группу Roust (в состав которой вошли также банк «Русский стандарт», страховая компания «Русский Стандарт Страхование», НПФ «Русский стандарт»).
Законопроект, который продвигает Минфин, предполагает внесение изменений в закон о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции (171-ФЗ). Как писал «Коммерсант», согласно поправкам, в 2019 году производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи должны будут маркировать свою продукцию федеральными специальными или акцизными марками, без которых эта продукция будет считаться нелегальной и подлежать изъятию.
Как отмечает издание, еще весной этого года на встрече с представителями пивоваренной отрасли сотрудники Минфина не поддерживали лицензирование и маркировку пива по аналогии с другой алкогольной продукцией. Однако теперь в министерстве заявляют, что необходимость принятия указанных нововведений вызвана выявленными Росалкогольрегулированием нарушениями в обороте пивоваренной продукции. «В 2017 году лабораториями РАР проведены испытания 1033 образцов пивной продукции. Согласно результатам экспертиз, установлено несоответствие требованиям госстандартов 997 образцов», — пояснили «Коммерсанту» в министерстве.
Эксперты предполагают, что маркировка пива по принципу крепкого алкоголя трудноисполнима технически: придется уменьшать скорость производственных линий, изменять технологический процесс.
Кроме того, чтобы получить соответствующие марки, пивоварам нужно будет либо приобрести лицензию, либо войти в реестр производителей. А для внесения в реестр необходимо предоставить регулятору набор документов, включая подтверждение наличия производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой составляет один год и более.
Пивовары уверены, что законопроект создаст новые административные барьеры, приведет к дополнительным издержкам и росту себестоимости продукции. Под угрозой исчезновения окажутся крафтовые пивоварни — ужесточение регулирования может привести их к финансовому краху.
По мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, небольшие компании будут просто не в состоянии выполнить все необходимые условия по площадям помещений, по пожарной безопасности и т. д. «После введения маркировки произойдет ликвидация малого пивного бизнеса, — считает Дробиз. — Малые производители, крафтовое пиво — почти все это уйдет сразу с рынка, а также индивидуальные предприниматели, которые сегодня продают пиво без лицензии. Их около 100 тысяч, и 95% с рынка уйдут, они не смогут работать, потому что в перспективе будет введено лицензирование продукции».
Союз российских пивоваров, члены которого суммарно производят порядка 85% пивоваренной продукции в России, не поддерживал введение маркировки для пивоваренной продукции в каком-либо виде, считая ее «чрезмерной и дорогостоящей мерой контроля, способной оказать существенное негативное влияние как на развитие пивоваренной отрасли, так и смежных отраслей».
«Регулирование пивоваренной отрасли в России является одним из самых жестких в мире и характеризуется высоким уровнем ставок акциза на пивоваренную продукцию, ограничениями времени и мест продаж, практически полным запретом на рекламу, ограничениями по размеру ПЭТ-тары, наличием ЕГАИС и другими мерами контроля, — говорится в заявлении Союза пивоваров. — Введение ЕГАИС выявило отдельные зоны, в которых может формироваться производство «серой» продукции, т. е. той, с которой не уплачивается акциз, но для решения этой проблемы нецелесообразно прибегать к столь жестким инструментам, каковой считается маркировка, а достаточно задействовать существующие механизмы контроля и полномочия правоохранительных органов».
В исследовании Института Гайдара, посвященном маркировке продукции пивоваренной отрасли» (тезисы имеются в распоряжении редакции), отмечается, что «в большинстве стран, даже с традиционно высоким уровнем строгости регулирования рынка алкогольной продукции (Норвегия, Швеция, Финляндия), либо не существует практики ее маркировки вообще, либо марки применяются лишь для крепкого алкоголя и иногда винодельческой продукции».
Со ссылкой на итоги проверок Росалкогольрегулирования в исследовании указывается, что формирование нелегального рынка пива в большей мере может быть привязано к деятельности малых розничных торговых точек в отдельных районах, а источником продукции для этих торговых точек является товар, нелегально ввезенный в страну из-за границы. При этом «доля нелегального оборота пивоваренной продукции в России не превышает 3-4%, а ее основным источником с большой вероятностью является не внутреннее производство, а незаконно ввезенное из-за рубежа пиво…» — «учитывая, что сами каналы распространения такой продукции не являются легальными, наличие маркировки не будет никак способствовать контролю качества и безопасности продукции».
«Повышение стоимости единицы произведенной продукции (нанесение марки требует изменений в процесс производства) с высокой вероятностью может привести к сокращению потребления пива и пивных напитков, и, следовательно, к снижению поступлений акцизов в бюджеты, к переходу потребителей на другие виды алкогольной продукции (на крепкий алкоголь)», — заключают авторы исследования.
Последнее обстоятельство крайне важно. Кроме того, многие эксперты сходятся во мнении: требования по включению в реестр производителей пива идентичны тем, что действуют для получения лицензий на выпуск крепкого алкоголя. Поэтому если окажется, что авторами законопроекта были именно представители водочной индустрии, ситуацию с его принятием можно будет рассматривать не как заботу о здоровье граждан, а как борьбу производителей крепкого алкоголя с производителями слабого алкоголя, самый популярный из которого — пиво. Причем борьбу, где за одну из сторон, судя по всему, выступает Министерство финансов.
В связи с этим «Росбалт» направил запрос в Минфин, чтобы узнать, действительно ли электронный документ с текстом законопроекта о лицензировании и маркировке пива был создан сотрудниками водочной компании, согласно ли министерство с тем, что данный законопроект оставляет в выигрыше производителей крепкого алкоголя, а также какие именно аргументы подтолкнули Минфин к данному нововведению (ведь совсем недавно министерство отрицательно высказывалось о похожих инициативах).
Кроме этого, редакция обратилась и в «Русский стандарт», чтобы узнать, действительно ли Игнат Матюхин является сотрудником компании, и принимал ли «Русский стандарт» какое-либо участие в разработке законопроекта.
В пресс-службе «Русского стандарта» подтвердили, что Игнат Матюхин является сотрудником Группы компаний «Руст». При этом там заявили, что «информация, которая циркулирует в ряде СМИ со ссылкой на телеграм-каналы, о связи Группы компаний «Руст» с законодательной инициативой о маркировке пива не соответствует действительности». «Наша компания не имеет отношения к разработке данного законопроекта. Более того, она не занимается разработкой законодательных актов для Минфина и не вносит туда изменений. Единственным возможным техническим объяснением появления данной не соответствующей действительности информации является использование шаблона документа/комментариев, созданных внутри нашей компании и размещенных на едином портале проектов нормативных актов, для дальнейшего внесения в него текста законопроекта его разработчиками», — сообщили в пресс-службе компании.
Андрей Михайлов
Источник: