Эксперты отмечают, что лоббисты старых транспортных средств тормозят реализацию постановления правительства, направленного на защиту несовершеннолетних.
Эксплуатация старых автобусов связана с серьезным риском.
Страшная трагедия, произошедшая утром в четверг в Казахстане, заставляет вновь поднять вопрос о целесообразности использования старых автобусов для перевозок пассажиров. Казахстанскому автобусу, в котором заживо сгорели 52 человека, было свыше 30 лет, а причиной пожара предсказуемо стала техническая неисправность машины. Между тем, как отмечают ряд экспертов, в России на таких старых автобусах осуществляют групповые детские перевозки, а лоббисты продолжают блокировать распоряжение правительства, запрещающее возить детей на транспорте старше 10 лет.
Злополучный автобус загорелся на ходу из-за неисправности электропроводки, сообщает «Новая газета». Бросившиеся на выход пассажиры не смогли открыть дверь, оказавшуюся заблокированной. По всей вероятности, неисправности проводки и двери объясняются преклонным возрастом автобуса, выпущенного на заводе Setra в далеком 1987 году.
Согласно мнению автоэкспертов, безопасный срок эксплуатации автобусов составляет 10 лет. По словам профессора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Андрея Иванова, автобусы, выпущенные в 2017 году и 10 лет назад, с точки зрения безопасности, имеют существенные конструктивные отличия. Кроме того, согласно исследованию МАДИ, с годами значительно увеличивается количество отказов узлов и агрегатов автобуса.
Комментируя казахстанскую трагедию, член Координационного совета негосударственной сферы безопасности РФ Сергей Матвеев заявил, что экспертной комиссией почти наверняка будут выявлены факты неисправности технического состояния и полного физического износа пострадавшего автобуса. «Халатность, беспечность, преступная экономия на важных вещах и нарушение норм безопасности приводят к таким катастрофам. Трагедии подобного рода из года в год становятся все масштабнее, унося все больше человеческих жизней, а выводы делаются в лучшем случае после, а не до», — отметил он.
Российская общественность, особенно родители школьников, давно уже требуют запретить использование автобусов старше 10 лет хотя бы в организованных детских перевозках, чтобы минимизировать риски для здоровья и жизни детей. Правительство в 2013 году издало соответствующее распоряжение, но срок его вступления в силу с тех пор постоянно переносился. Сейчас чиновники заговорили о том, что будут разрабатывать дифференцированное введение запрета в регионах, и взяли на это еще полгода — до июля 2018-го. В то же время количество аварий с участием автобусов в России неуклонно растет. За первые восемь месяцев 2017 года рост числа жертв в таких авариях составил 42% по сравнению с 2016 годом.
Ситуация складывается весьма тревожная — ведь почти треть парка школьных автобусов и 90% туристических автобусов уже превысили десятилетнюю возрастную планку. Рост числа автобусных аварий отмечал и президент России Владимир Путин. Уже в этом году в Санкт-Петербурге, Ярославле и Москве произошло три пожара в туристических автобусах, два из которых в день аварии осуществляли организованные перевозки детей. К счастью, в этих случаях всех детей удалось спасти из загоревшихся машин, но будет ли так везти и дальше, или водителям, пассажирам и чиновникам пора морально готовиться к трагедиям, подобным случившемуся в Казахстане?
Сергей Петров
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: