Review
Рецензия на сатирический хоррор
По ту сторону расизма
ILYA
21.04.2017 12:01
- Твитнуть
Казалось бы, интернет и социальные сети подарили нам уникальную возможность узнавать культуры других стран и народов. Достаточно сделать пару кликов или уделить двадцать минут экрану своего смартфона, чтобы поверхностно разобраться в социально-политической обстановке как на Востоке, так и на Западе. Всеобъемлющая глобализация подхлестывает хотя бы раз в неделю почитать про то, «что там сейчас творится в Америке». И всё равно русский человек находит в разговорах о расизме повод либо для шутки, либо для выражения недовольства: «опять ты со своими черными».
Кто из нас не возмущался победой Moonlight на недавнем Оскаре? Мы кидались ярлыками, вроде «фильм про чернокожего гомосексуалиста» и «понравилось только глупым либералам», даже не пытаясь разглядеть там историю о чём-то большем. Нам всё ещё сложно понять межрасовые отношения, характерные для западных стран, особенно Америки. Там почти ежедневно обостряется ситуация холодной войны между белыми, которые до сих пор хотят освободить расовые меньшинства из рабства, отмененного больше 150 лет назад, и белыми, которые отказываются принимать факт того, что в каких-то аспектах жизни расизм в американском обществе сохранился.
Именно из такого культурного фона и рождается «Прочь» (Get Out) — режиссерский дебют Джордана Пила, половины комедийного дуэта Key & Peele. Фильм, сатирический подтекст которого русский человек едва ли сможет понять, но который точно оставит после себя положительное впечатление.
Молодой фотограф Крис вместе со своей девушкой Роуз отправляется на выходные в загородный дом её родителей с целью наконец-то с ними познакомиться. Как и любой другой парень в подобной ситуации, он слегка переживает, однако к этому добавляется волнение и другого рода: он чернокожий родом из бедного района Нью-Йорка, который намеревается сблизиться с четой белых состоятельных образованных американцев.
Настолько сильная социальная и культурная разница между ними не дает Крису расслабиться, ведь он и так уже привык, что к нему всегда относятся с недоверием и настороженностью. Однако Дин и Мисси, родители Роуз, оказываются вполне милой и дружелюбной семейной парой, которая не смотрит на парня своей дочери, как на прокаженного. Они даже чересчур дружелюбны. Отец то и дело говорит, что Обама был лучшим президентом на его памяти; а мать, занимающаяся гипнозом, предлагает помочь молодому человеку завязать с курением. Действительно настораживают Криса чернокожие садовник и горничная, которые без малейшей на то причины настроены враждебно по отношению к парню. Обстановка накаляется, когда на традиционный прием съезжаются друзья семьи — почти все поголовно пожилые белые люди, страдающие теми или иными недугами, а Крис невольно оказывается замешан в тайном традиционном ритуале, который не может закончиться хорошо для темнокожего.
Сценарист и режиссер Джордан Пил, безусловно, человек со свежим взглядом и уникальным подходом к материалу. Практически всю свою карьеру он посвятил ремеслу комика и окончательно расцвел в скетч-шоу Key & Peele. Вместе со своим другом Ки он с нуля создал один из самых проницательных комедийных сериалов на американском телевидении, а сюжеты скетчей часто акцентировали внимание на межрасовых отношениях. Нередко Пил позволял себе сатиру над собственным зрителем, но в «Прочь» он идёт ещё дальше. Обвинять в расизме националистов — дело давно уже неблагодарное. В Америке все и так знают, что если над твоим домом висит флаг Конфедерации, скорее всего не стоит заводить с тобой разговор о правах чернокожих.
Пил же атакует проблему с другого фланга. В его картине антагонисты — это не те белые, что ненавидят чернокожих за их расу. Страшными, опасными и бесчувственными машинами режиссёр показывает белых, которые любят чернокожих и даже им завидуют. Он развенчивает в пух и прах представление об идеальной культуре политической корректности, как бы провозглашая то, что положительно относится к кому-то только из-за его цвета кожи – это тоже расизм.
Такое сильное заявление среднестатистический зритель привык находить в фестивальных драмах, но сценарист и с жанром картины обошёлся нетривиально. На бумаге «Прочь» позиционирует себя как фильм ужасов, этакий детективный хоррор про единственного нормального человека, одну локацию на весь хронометраж и адептов страшного культа. На деле же вписать этот фильм в жанровые рамки не представляется возможным. Это и безумно смешная сатирическая комедия, и отменный триллер, а в последние 20 минут «Прочь» превращается в преднамеренно дурновкусный боевик на грани фола, где в качестве оружия могут выступить и оленьи рога. При этом ни один из жанров не представлен полностью в своём традиционном виде. Например, когда «Прочь» облачается комедией, классические гэги и шутки присутствуют, но не превалируют над юмором, выходящим из абсурда ситуации. Тебе смешно и безумно неловко одновременно.
Когда же фильм становится хоррором, Пил вселяет в зрителей чувство тревоги методами, которые встретишь нечасто. За исключением пары скримеров в первой трети картины он держит аудиторию в постоянном напряжении. Зрителю буквально не скрыться от чувства страха за персонажа, и шутки, которые то и дело разбавляют нагнетание атмосферы, позволяют не только посмеяться, но и перевести дух. Эта постоянная игра жанрами делает историю, которая развивается в пределах одной локации, невероятно динамичной. Во время просмотра ни на секунду не станет скучно. А зрительским настроением постановщик управляет так мастерски, что с трудом веришь в то, что это режиссерский дебют.
Конечно, «Прочь» не идеальный фильм. Режиссера можно поругать и за очень блеклую манеру съемки, и за то, что некоторые чеховские ружья так и не выстреливают. Но после того как закончатся титры, делать этого решительно не хочется. Остается жалеть, что из-за культурных различий русский зритель может не понять всю остроту и глубину высказывания, но всё равно хочется аплодировать Джордану Пилу стоя. Своим дебютом он представил один из самых оригинальных фильмов последних лет, который точно никого не оставит равнодушным.
Текст: Александр Климченко
Источник: