При просмотре фильмов Кристофера Нолана (Интерстеллар, Начало, Престиж…) у вас никогда не было ощущений панической атаки? Может быть не откровенно заметной, но слабого чувства напряжения, словно обезвреживаешь бомбу и секунды до взрыва неуклонно утекают перед глазами? Фокус не только в картинке, но и музыкальном сопровождении.
Шум над водой: рецензия на фильм "Дюнкерк"
Кристофер Нолан — особенный режиссер, и по всему миру …
Далее
Магический трюк имеет научное происхождение и называется «тон Шепарда». Названный в честь психолога Роджера Шепарда — пионера в изучении пространственного отношения, этот эффект звучит как бесконечно поднимающаяся или опускающаяся гамма. Тона постоянно двигаются вверх или вниз, однако так и не достигают апогея или надира. Эффект достигается при помощи складывания гамм поверх друг друга — обычно одна шкала высоких частот, одна средних и одна басов — между ними октава. После этого просто достаточно играть их по кругу.
Кристофер Нолан обожает тот эффект. Совместно с Хансом Циммером, с которым Кристофер работает уже много лет, режиссер использовал тон Шепарда практически во всех фильмах последнего десятилетия. Даже его сценарии написаны так, чтобы соответствовать этому эффекту. В недавнем интервью Кристофер объяснил, как использовал тона Шепарда в «Дюнкерке».
Сценарий писался на основе музыкальных принципов. В музыке существует аудио-иллюзия, скажем так, которая называется «тон Шепарда» и вместе с моим композитором Дэвижом Джулианом, в «Престиже» мы изучали ее, используя как фундамент во многих композициях. Эта иллюзия создает ощущение бесконечно растущего тона. Это эффект винта. Он постоянно идет вверх и вверх, никогда не выходя за пределы. Я писал сценарий соответственно этому принципу. Я соединил три временные линии таким образом, чтобы постоянно создавать эффект напряжения. Повышение интенсивности. Поэтому я хотел, чтобы музыка была основана на этих музыкальных принципах.
Зная это, теперь вы должны иначе взглянуть на «Дюнкерк» и «Интерстеллар»… или нет?
Источник: